Химия и энергетика
Топливные элементы (электрохимические генераторы) представляют собой химические источники тока, которые преобразуют химическую энергию топлива и окислителя в электрическую энергию, минуя малоэффективные, идущие с большими потерями процессы горения топлива.
Главное отличие всех типов ТЭ от аккумуляторов заключается в том, что токообразующие вещества в ТЭ не закладываются заранее при изготовлении электродов, как для обычных источников тока, а подводятся по мере израсходования.
Классифицируя ТЭ в соответствии с диапазоном рабочих температур, выделяют низкотемпературные, среднетемпературные и высокотемпературные ТЭ. В свою очередь к низкотемпературным ТЭ относятся твердополимерные ТЭ (ТПТЭ), щелочные ТЭ (ЩТЭ), к среднетемпературным – фосфорнокислые (ФКТЭ), и к высокотемпературным ТЭ относят расплавкарбонатные (РКТЭ) и твердооксидные ТЭ (ТОТЭ).
Каждый из этих типов ТЭ обладает как своими преимуществами, так и недостатками. Так, в ЩТЭ не применяются дорогостоящие компоненты, но топливом могут служить только чистый водород и кислород. ФКТЭ предполагает периодическую замену электролита. В РКТЭ, как и в ЩТЭ не предполагается использование дорогостоящей платины, однако время запуска такого ТЭ элемента составляет десятки часов. Высокая рабочая температура ТОТЭ значительно сужает область применения таких ТЭ. ТЭ с протонпроводящей полимерной мембраной присуще такие недостатки, как дороговизна основных компонентов ТПТЭ, высокая чувствительность катализаторов к примесям. Поэтому основное внимание исследователей направлено на снижение содержания дорогостоящей платины в катализаторе, повышение устойчивости катализаторов к каталитическим ядам.
Единичной ячейкой ТПТЭ является мембранно-электродный блок (МЭБ) расположенной между двумя биполярными пластинами. МЭБ включает в себя только один катод и один анод. Каждый из электродов представляет собой каталитический слой, нанесенный на углеродную бумагу или ткань (газодиффузионный слой). В качестве катализатора применяют как правило наноразмерные частицы платины, нанесенные на поверхность углеродного носителя (Pt/C – платино-углеродный катализатор). Оба электрода контактируют с твердым полимерным электролитом, представляющим собой перфторированную ионную мембрану NafionÒ, разработанную компанией DuPont в 1960х годах.
Схемы водородно-кислородного ТЭ (а), мембранно-электродного блока (б), каталитического слоя (в)
На аноде ТПТЭ протекает реакция электроокисления водорода согласно следующего уравнения:
H2 - 2e-→ 2H+
Необходимо отметить важную роль трехфазной границы в каталитическом слое: платина-углерод-нафион. Отсутствие хотя бы одной из составляющей останавливает процесс окисления водорода.
На катоде протекает процесс восстановления кислорода:
О2 + 4e- → 2О2-
Положительно заряженные протоны проходят через протонпроводящую мембрану к катоду, а электроны доставляются к катоду по внешней цепи, создавая тем самым электрический ток. Образовавшиеся на катоде кислородные ионы объединяются с протонами, образуя воду:
О2- + 2H+ → Н2О
ЭДС водородно-кислородного ТЭ при стандартных условиях составляет 1,23В. Однако на практике это значение составляет 0,6 – 0,7 В, что вызвано рядом причин: кроссовер водорода, возникновение смешанного потенциала, отравление катализатора, пересыхание каталитического слоя, деградация мембраны.
Сравнение различных типов топливных элементов
|
ТПТЭ |
ЩТЭ |
ФКТЭ |
РКТЭ |
ТОТЭ |
Электролит |
Протонпроводящая полимерная мембрана |
Водный раствор КОН |
Раствор H3PO4 (фосфорная кислота)в матрице из пористого карбида кремния |
Расплав карбоната щелочного металла в пористой матрице |
ZrO2 (Y2O3) |
Рабочая температура, оС |
80 |
60-220 |
200 |
650 |
500-1000 |
Катализатор |
Pt |
Pt –анод, Ni–катод или анод |
Pt |
Ni, сплав Ni – анод, NiO - катод |
Ni-кермет – анод LaMnO3 – катод |
Топливо |
H2, метанол |
H2 |
H2 |
H2, метан |
H2, метан, СО |
Каталитические яды |
CO, S |
CO, CO2 |
CO, S |
S |
S |
Электрический КПД, % |
40-60 |
45-60 |
35-45 |
45-60 |
45-55 |
Мощность, мВт/см2 |
100-1000 |
150-400 |
150-300 |
100-300 |
250-350 |
Диапазон мощностей, кВт |
0.001-1000 |
1-100 |
50-1000 |
100-100,000 |
10-100,000 |
Преимущества |
Низкая рабочая температура, высокая мощность, быстрый запуск и отключение |
Низкая стоимость электролита, отсутствует необходимость использования Pt в качестве катода |
Низкая стоимость электролита, высокая надежность |
Отсутствует необходимость использования Pt |
Отсутствует необходимость использования Pt, высокая мощность |
Недостатки |
Дороговизна основных компонентов, трудность отвода тепла, склонность катализатора к отравлению. |
Возможно использование только чистых H2 и О2, электролит может вызывать коррозию, трудность отвода тепла. |
Дороговизна и отравляемость катализатора, необходимость замены электролита, |
Долгое время запуска, электролит может вызывать коррозию, основные материалы относительно дороги из-за высокой рабочей температуры. |
Долгое время запуска, основные материалы относительно дороги из-за высокой рабочей температуры. |
Области применения |
Портативная электроника, автомобильное электропитание |
Дополнительный источник питания в космической промышленности |
Стационарное электропитание |
Стационарное электропитание |
Стационарное электропитание |
Суперконденсатор (СК) – это химический источник тока, в котором энергия накапливается с помощью электростатических зарядов на противоположных поверхностях двойного электрического слоя (ДЭС), формируемого между каждым из электродов и ионами электролита. Известно, что электрические заряды осуществляют переход между материалами в твердой фазе гораздо быстрее, чем в химической реакции, вследствие этого цикл заряда-разряда может происходить тысячи раз.
Принцип накопление заряда на обычном и электрохимическом конденсаторах
По своим основным параметрам – удельным мощности и энергии, суперконденсаторы занимают промежуточную нишу между обычными конденсаторами и аккумуляторами, приближаясь по энергии к литий-ионным аккумуляторам и превосходя их по мощности.
Суперконденсатор состоит из двух пористых поляризуемых электродов, находящихся в инертном электролите. Материалом электродов обычно являются различные виды углерода. В качестве электролитов используются водные растворы устойчивых ионогенных соединений, таких как NaCl, KOH, H2SO4, NaF и др., а также неводные жидкости или твердые полимерные электролиты. Водные электролиты обеспечивают более высокую удельную емкость, чем неводные, однако, они не лишены недостатков, таких как низкое разрядное напряжение, высокая коррозионная активность, в то время как неводные жидкие электролиты имеют высокое напряжение разложения (более 2,3 В) и коррозионную устойчивость. Твердые полимерные электролиты не имеют токов утечки, обладают высокой температурой воспламенения, но они плохо проникают в поры, в связи с чем, электрод работает не на всю глубину.
Все СК подразделяются на 4 класса или поколения, что указывает на последовательность их внедрения:
1-е поколение — СК, имеющие положительные и отрицательные электроды из активированного угля с водными растворами электролитов (КОН, H2SO4 и др.);
2-е поколение — СК, имеющие электроды из активированного угля с неводными растворами электролитов (этиленкарбонат, ацетонитрил, ионогены Li+ и др.);
3-е поколение — СК, в котором один из электродов выполнен из активированного угля, а второй — фарадеевский электрод с водными растворами электролитов (например, системы: NiOOH/КOH/C, PbO2/H2SO4/С);
4-е поколение — СК, один из электродов которых выполнен из активированного угля, другой — фарадеевский электрод, обратимо работающий в неводных электролитах (интеркаляционный тип: графит, LiMnO2, полимер, и др.).
Суперконденсаторы получили широкое применение в автомобилестроение (рекуперация торможения, облегченный запуск двигателя, электрическая стабилизация системы) промышленности (подстанции, автопогрузчики, лифты), а также в бытовой электронике. Современные суперконденсаторы должны обладать высоким ресурсом службы – порядка 700 000 циклов, что соответствует от 5 до 20 лет работы в зависимости от степени нагрузки; малой себестоимостью при расчете на один цикл использования как энергии, так и мощности; возможностью работать в критических условиях (высокая амплитуда токов, перепады напряжения, экстремальные температурные условия); экологичностью.